Мода и одежда стали инструментами сопротивления поляков во время и после Январского восстания. Граждане прибегали к разным методам, чтобы продемонстрировать свою преданность национально-освободительному делу, в том числе в Познани и окрестностях. Недаром говорили, что революционера можно узнать по подстриженной бороде. Рассказываем больше о том, как предметы одежды становились инструментами политики и пропаганды, на poznanka.eu.
Пассивное сопротивление в Польше и мода на черную одежду
В течение 1860-х годов одежда как форма пассивного сопротивления применялась по всей территории Польши, в том числе и в Познани. После того как царские власти совершили кровавую расправу с участниками мирных протестов в конце февраля 1861 года, среди поляков начал распространяться призыв к национальному трауру.
Сегодня женская одежда того периода часто ассоциируется с трауром. Иногда невесты даже надевали черные платья на свадьбу. В то же время черные кринолиновые платья имели и другую практическую функцию. Под ними барышни прятали оружие и контрабандные издания. Так что польские женщины стали активными участницами сопротивления, одеваясь исключительно в черные цвета.
Темные наряды украшали траурными украшениями. Самыми популярными из них были:
- браслеты, по форме напоминающие наручники,
- пряжки в форме двух рук как символ связи между Польшей и Литвой,
- якоря как символ надежды,
- орлы в терновых венках,
- украшения с выгравированными портретами Тадеуша Костюшко.
Эти украшения изготовляли из дерева, меди, алюминия и серебра низкой пробы. Золото же передавали для вооружения повстанцев.
Что касается мужской моды, то поляки также одевались в черное, отказались от цилиндров и надевали более простые головные уборы.
Такой «национальный траур» охватил почти всю территорию Первой Польской республики. Политический траур получил такое распространение, что почти невозможно было увидеть на улицах городов цветные платья. Даже дети предпочитали темную одежду и черные игрушки.
Эта атмосфера привела к неписаному кодексу поведения. Танцы и балы перестали организовывать, а в кафе перестали играть музыку. Театры бойкотировали.
Реакция власти и наказание за черную одежду

Такая необычная мода на черное не осталась без внимания властей. В Познани и других городах стали появляться царские агенты, специальными крючками рвавшие черные кринолиновые платья. Женщинам разрешили носить черную одежду только при наличии специального официального разрешения в случае смерти отца или мужа. Всех граждан в черном начали преследовать, угрожая штрафами и арестами.
Однако сопротивление продолжалось. Когда школьницам запретили носить черную одежду, они начали рисовать на руках и шее полосы черными чернилами. Власти начали запрещать даже одежду фиолетового и серого цвета. Также под запрет попали траурные банты, польские орлы, трехцветные картины и другие политические символы.
Прессе запретили вспоминать о внезапной моде на черную одежду. Вскоре даже появились четкие модные указания власти. Например, шляпы должны были быть цветными, а на черных должны были быть цветы или цветные ленты, но не белые. Черные и белые перья на черных шляпах запретили. Капюшоны разрешили черные с цветными подкладками, но не с белыми. Запретили также черные вуали, перчатки, зонты, шали, платки и платья. Только верхняя женская одежда могла быть черной, но ни в коем случае без сочетания с белым.
Несмотря на это, поляки придерживались черного дресс-кода до объявления царем амнистии в 1866 году. Преследования со стороны властей за траурную моду продолжались до 1873 года.
Мода и фотография как политические инструменты

Польская мода на черный цвет стала отличным пиар-ходом, привлекшим внимание иностранных государств к ситуации в стране. Многие женщины в других государствах выражали солидарность с поляками и в знак поддержки тоже стали носить черные платья.
Осведомленность о политических событиях также повысило европейское турне польского художника Артура Гроттгера. Свою серию работ под названием «Polonia» он выставлял в Лондоне, Вене и Париже. Находясь за границей, художник надевал характерную повстанческую одежду, распространяя информацию о своей родине и одновременно основывая модные тенденции.
Кроме того, в это время получило распространение искусство фотографии. Женщины в трауре и мужчины в повстанческих костюмах массово приходили в мастерские фотографии в Познани, Варшаве, Кракове и других городах. Они фиксировали свою историю и приобщение к повстанческому движению. В то же время, причина популярности фотографий была также печальной и прагматичной. Именно дагеротипы часто становились последними памятными сувенирами для семей мужчин, участвовавших в восстаниях и сопротивлении. В письмах депортированным в Сибирь также часто отправляли фотографии женщин в черном как напоминание о продолжающемся в Польше протестном движении.
Таким образом, в XIX веке значительное большинство поляков одевалось в черное. Это стало модным трендом и проявлением политического сознания. Впоследствии подобные стратегии с применением разных цветов применялись во время революций и повстанческих движений разными государствами.